Мировое исследование показывает, что отраслевое саморегулирование рекламы продуктов питания не работает

Глобальное исследование, проведенное исследователем из Университета Вуллонгонга (UOW), показало, что дети в странах с саморегулированием отрасли подвергаются большему воздействию рекламы нездоровой еды и напитков на телевидении, чем дети в странах, где вообще нет регулирования.

В исследовании, опубликованном в журнале Obesity Reviews, были собраны данные телевизионной рекламы из 22 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Европы, а также Северной, Центральной и Южной Америки. Двадцать три исследовательские группы внесли свой вклад в исследование, собрав 11 191 час данных телевизионных трансляций в период с 2008 по 2017 год.

Исследователи закодировали рекламу, используя рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в которых продукты питания и напитки должны быть разрешены или запрещены для рекламы среди детей.

ВОЗ рекомендует не продавать детям шоколад и кондитерские изделия, торты и сладкое печенье, соки и энергетические напитки. Он также рекомендует не рекламировать детям продукты с высоким содержанием жиров, насыщенных жиров, трансжиров, общего сахара, добавленного сахара, подсластителей, не содержащих сахара, соли и / или энергии.

Исследователи обнаружили, что во всем мире в среднем в четыре раза больше рекламы нездоровых продуктов, чем рекламы полезных, и что частота этих рекламных объявлений была на 35 процентов выше в периоды максимального просмотра детьми.

Они также обнаружили, что в часы пик объем рекламы нездоровой продукции был выше в странах с отраслевыми кодексами ответственной рекламы, чем в странах без политики.

Ведущий автор, адъюнкт-профессор Бриджит Келли из отдела исследований раннего начала и Школы здоровья и общества UOW, заявила, что исследование показало, что правительства во всем мире должны принять нормативные акты для защиты детей от телевизионной рекламы продуктов, которые подрывают их здоровье.

"Кодексы саморегулирования пищевой промышленности, ограничивающие доступ детей к маркетингу продуктов питания, оказались неэффективными во всем мире – страны с этими кодексами имеют худшие показатели рекламы нездоровой пищи на телевидении, чем страны, в которых нет нормативных требований," Профессор Келли сказал.

"Существует множество доказательств того, что маркетинг нездоровой пищи и напитков для детей оказывает негативное влияние на знания, предпочтения, потребление, качество питания и здоровье детей.

"Саморегулирование отрасли оказалось неэффективным. Пришло время правительствам всего мира вмешаться и регулировать рекламу нездоровой пищи среди детей."

Ограничение такого рода маркетинга является глобальным приоритетом для профилактики ожирения и неинфекционных заболеваний (НИЗ), связанных с питанием.

В 2010 году 193 государства-члена Всемирной организации здравоохранения одобрили резолюцию об ограничении маркетинга продуктов питания и напитков с высоким содержанием насыщенных жиров, трансжиров, свободных сахаров и / или натрия среди детей и подростков. На сегодняшний день это в основном решается отраслевыми программами саморегулирования.

Во всем мире почти каждый пятый человек в возрасте от 5 до 19 лет имел избыточный вес или ожирение в 2016 году, а распространенность ожирения среди молодых людей увеличилась в 10 раз за последние 40 лет.

Глобальный характер индустрии обработанных пищевых продуктов и напитков и доминирование небольшого числа крупных транснациональных корпораций представляют собой препятствие для более эффективного регулирования.

В исследуемой выборке треть всей рекламы продуктов питания и напитков исходила всего от 10 компаний с совокупной рыночной стоимостью более 1,400 миллиардов долларов.

"Компании, которые вносят наибольший вклад в маркетинг нездоровой пищи на телевидении, делают это на всех рынках – это огромные, мощные транснациональные компании со значительным политическим влиянием, которое влияет на способность и готовность правительств осуществлять регулирование для защиты детей," Профессор Келли сказал.

«Глобальный сравнительный анализ воздействия на детей телевизионной рекламы нездоровой пищи и напитков в 22 странах», авторы Келли Б., Вандевиджвере С., Нг С. и др. опубликовано в Obesity Reviews.