Исследователи работали с группой из более чем 6000 детей в возрасте от семи до девяти лет, чтобы изучить связь между определенной последовательностью ДНК, которую несет 15% населения, и общей способностью к чтению.
(PhysOrg.com) – ген, который, как считается, связан с дислексией, также связан со способностью чтения у населения в целом, согласно исследованию Оксфордского университета.
Исследование, финансируемое Wellcome Trust и опубликованное сегодня в Американском журнале психиатрии, предполагает, что распространенный вариант гена, переносимый более чем одним из семи человек, связан с плохими способностями к чтению.
Дислексия – это затруднение в обучении, которое влияет на развитие грамотности и языковых навыков, таких как чтение и орфография, но не влияет на общий IQ. Считается, что каждый десятый человек в той или иной степени страдает дислексией.
Предыдущее исследование выявило как минимум шесть генов-кандидатов, которые, по-видимому, влияют на предрасположенность к развитию дислексии. Однако ученым часто не удавалось воспроизвести эти результаты, предполагая, что их роль в возникновении дислексии является спорной.
Наиболее многообещающим из кандидатов является ген KIAA0319, расположенный на хромосоме 6. Исследователи из Центра генетики человека Wellcome Trust при Оксфордском университете ранее определили гаплотип – конкретную последовательность ДНК, которая охватывает часть этого гена, – связанный с дислексией как в больших выборках семей в Великобритании, так и в выборках близнецов в США. Эта ассоциация также была независимо идентифицирована исследователями из Кардиффского университета.
Теперь исследователи изучили связь между этим конкретным гаплотипом, который принадлежит 15% населения, и общей способностью к чтению. Они работали с группой из более чем 6000 детей от семи до девяти лет из группы «Дети 90-х», также известной как Продольное исследование родителей и детей Avon (ALSPAC), текущий исследовательский проект, основанный в Бристольском университете.
«В среднем люди, являющиеся носителями этого распространенного генетического варианта, как правило, плохо справлялись с тестами на умение читать», – говорит доктор Сильвия Параккини из Wellcome Trust Center for Human Genetics и ведущий автор исследования. «Однако важно отметить, что это верно только для способности читать, а не для IQ, поэтому, похоже, это не связано с когнитивными нарушениями.’
«Это явно только часть головоломки, которая объясняет, почему у некоторых людей хуже читаются, чем у других, или у них развивается дислексия», – добавляет она. «Вероятно, есть много других факторов, но наше исследование дает некоторые ценные подсказки. Нам необходимо провести исследования точной роли, которую этот ген играет в развитии мозга, и того, как он влияет на способность людей читать.’
Предоставлено Оксфордским университетом