Дети действительно могут быть злыми ?? особенно другим детям ?? издевательства в школьном дворе могут иметь серьезные немедленные и долгосрочные последствия. Одной из областей, вызывающих растущее беспокойство в этой связи, является возможность того, что дети с избыточным весом или ожирением несут на себе основную тяжесть издевательств. Поскольку уровень детского ожирения достигает беспрецедентного уровня, это может привести к еще более негативному поведению современных детей. Также возможно, что дети, которых не любят их сверстники, могут отреагировать на это, сделавшись менее активными и более склонными к перееданию ?? усугубляя проблему еще больше. Это порочный круг, мягко говоря. Действительно, некоторые исследования показывают, что дети с ожирением пропускают больше школьных дней, чем дети со здоровым весом. Одна из причин может заключаться в том, что дети с ожирением несчастны из-за плохого обращения со стороны других детей; они могут избегать школы из-за негативного эмоционального климата в классе.
Чтобы помочь решить этот важный вопрос и лучше понять факторы, связанные с детским ожирением, исследователи из Университета штата Оклахома и Университета Арканзаса изучили 1139 первоклассников в 29 сельских школах, где риск ожирения особенно высок. В частности, они проверили свою гипотезу о том, что детей с ожирением и избыточным весом не любят больше, чем их одноклассников. Это исследование было важным, потому что, хотя есть доказательства того, что ожирение несет в себе стигму, оно изучалось в основном с помощью гипотетических вопросов. И почти никогда не проверяли, прямо спрашивая детей, насколько им нравится каждый из своих одноклассников, и уж точно не среди детей в возрасте шести лет.
Каждого ребенка взвешивали и измеряли, чтобы можно было рассчитать индекс массы тела (ИМТ); эта информация использовалась для классификации каждого ребенка как имеющего здоровый вес, имеющего избыточный вес или страдающего ожирением. Затем детям показали фотографии их одноклассников и спросили, насколько (по шкале от 1 до 3) им нравится играть с каждым ребенком, и исследователи подсчитали балл для каждого ребенка, представляющий собой среднее значение оценок их одноклассников. Аналогичная процедура использовалась для определения того, как учителя воспринимали принятие каждого ребенка другими детьми в его или ее классе.
Согласно отчетам как детей, так и учителей, детей с избыточным весом и детей с ожирением не любили значительно больше, чем детей со здоровым весом. Исследователи пришли к выводу, что, "Важно помнить, что эти дети учатся только в первом классе! Таким образом, дети с проблемами веса уже в самом начале своего обучения попадают в негативную социальную среду. Это важно, потому что другие исследования показывают, что дети, которых отвергают или которые недовольны в школе, плохо учатся."
"Это также указывает на одну причину, по которой некоторые проблемы с весом у детей увеличиваются с возрастом: если детей с избыточным весом не любят в школе, они с меньшей вероятностью будут активно играть на детской площадке, во время уроков физической активности и после школы. Они также могут быть более склонны к эмоциональному перееданию, чтобы справиться с плохим самочувствием в школе." Эти результаты показывают, что программы профилактики ожирения должны начинаться очень рано и в них должны участвовать сверстники, а не только сами дети с избыточным весом. В этом случае может потребоваться аудитория.