Гены, социальная среда и курение подростков

Подростковый возраст – время кардинальных перемен. Это знаменует период значительных физических преобразований, таких как стремление к половой зрелости. Но это также может быть время значительных психологических изменений и социальных экспериментов.

В Соединенных Штатах и ​​других странах такие эксперименты часто принимают форму поведения, которое считается девиантным или рискованным. Употребление табака среди подростков – одно из таких рискованных действий. Статистические данные Министерства здравоохранения и социальных служб США за 2014 год показали, что большинство курильщиков начинают курить в раннем подростковом возрасте. И именно в эти годы эта привычка обычно перерастает в зависимость.

Однако причины, по которым многие подростки начинают курить , мало изучены. Социологи по-разному объясняют курение подростков несколькими факторами, в том числе главным из них генетической предрасположенностью и влиянием сверстников. Данные свидетельствуют о том, что у некоторых людей склонность к курению – и пристрастие к никотину – может частично определяться генами . В то же время известно, что курение сверстников увеличивает риск привыкания к этой привычке.

Но немногие исследователи пытались объединить эти два объяснения в целостную гипотезу.

До настоящего времени.

«Интересно подумать о том, как социальные силы и генетические силы, которые мы обычно воспринимаем как две разные вещи, могут объединиться», – сказала Рамина Сотудех, аспирантка по социологии в Принстоне и первый автор статьи, недавно опубликованной в Труды Академии естественных наук , изучающие взаимодействие генетики и социальной среды с курением подростков.

Сотудех и ее коллеги предполагают, что на решение подростка курить влияет генетический состав его сверстников, особенно если у этих сверстников есть генетическая предрасположенность к курению.

«Многие исследователи начинают изучать, как чужие гены могут влиять на нас», – добавил Сотуде. «Гены являются частью нашей социальной среды, это не две разные вещи. Гены других людей являются важным аспектом социальной среды».

Хорошо известно, что генетический материал – в форме ДНК – передается от родителей к потомству и что определенные доминантные гены могут играть роль в выражении определенного признака, например цвета глаз. Также известно, что сочетание нескольких генов может предрасполагать людей к определенному поведению.

Но есть также доказательства недавних исследований, что непередаваемые гены родителей – гены, которые не передаются – могут влиять на их детей.

«Гены ваших родителей влияют на ваше образование и здоровье», – сказал Далтон Конли, профессор социологии Университета Генри Патнэма в Принстоне и старший автор исследования. «Это включает не только гены, которые они дали вам, когда зачали вас, но и гены, которые они не передали. В конечном итоге они влияют на вас, потому что влияют на их поведение и, следовательно, влияют на то, как вы станете».

Возможно, что еще более удивительно, появляется все больше свидетельств того, что на поведение человека могут влиять гены неродственного человека, например, сверстника или друга.

Исследования, проведенные на определенных животных, например на мышах, продемонстрировали доказательства того, что гены неродственной мыши могут влиять на поведение другой мыши, когда они содержатся вместе, когда они «соседи по клетке». Говоря языком биологии, это пример того, как генотип (генетический состав) одного человека влияет на фенотип (физические характеристики) другого человека.

Эта концепция часто упоминается как «социальный генетический эффект» или «косвенный генетический эффект», – сказал Сотудех. Однако она и ее коллеги используют термин «метагеномика», слово, заимствованное из микробиологии, для объяснения этого феномена. В микробиологии он обозначает весь генетический материал многих отдельных организмов, присутствующий в образце окружающей среды.

«В нашем случае метагеномика относится к« ландшафту »или« экологии »генов других людей вокруг нас», – сказал Сотудех. «Это геномный« ландшафт »вашей социальной среды».

Чтобы изучить метагеномные эффекты курения, исследователи использовали данные Национального лонгитюдного исследования здоровья подростков и взрослых. Это общенациональное исследование, начавшееся в 1994-95 гг., Включало выборку учащихся из 132 средних и старших школ США. Он собирал данные о здоровье, поведении и генетике студентов.

Сотудех и ее коллеги измерили генетическую склонность ученика к курению на основе так называемого полигенного показателя. Это измерение включает вклад всех генетических вариантов, определенных как способствующие определенному фенотипу – в данном случае склонность к курению.

Исследователи использовали эти полигенные оценки для изучения взаимосвязи между курением человека и генетической склонностью его или ее сверстников к курению. Наиболее значительный результат, по мнению исследователей, был на уровне класса, который считался квазислучайным распределением, потому что учащиеся не выбирали своих сверстников – они, по сути, были «собраны вместе» в силу возраста. Полигенные баллы для каждого человека в классе были рассчитаны и преобразованы в средний балл, представляющий каждый конкретный класс. Затем каждого человека в этом классе оценивали со ссылкой на средний полигенный балл для класса, к которому он принадлежал. Затем исследователи задали вопрос: «Если вы попадаете в класс с высоким средним полигенным баллом, будете ли вы курить с большей вероятностью?»

Они обнаружили, что это действительно так; на поведение человека при курении влияло то, была ли группа сверстников генетически предрасположена к курению. Проще говоря, человек с большей вероятностью курит, если генетический состав его или ее сверстников – метагеномная среда человека – предрасположена к курению. Удивительно, но этот результат оказался даже более сильным предиктором курения, чем собственная генетическая структура человека.

Они также обнаружили, что меньшинство студентов с высоким генетическим риском курения – то, что исследователи назвали «плохими яблоками» – играют особенно непропорционально большую роль в увеличении вероятности курения окружающих. Однако студенты с очень низким генетическим риском курения не оказывали защитного действия на своих сверстников.

Они считают, что это, вероятно, результат заметности курения по сравнению с какой-либо другой деятельностью, не имеющей активного видимого компонента. «Трудно распространяться, не делая чего-то, – сказал Конли. «Легче что-то распространять».

Подобные метагеномные исследования проливают новый свет на старые споры о природе и воспитании. Они демонстрируют, что гены и окружающая среда постоянно вовлечены в сложное взаимодействие, которое часто опосредуется нашим социальным окружением – нашей семьей, нашими друзьями и нашими сверстниками. Следовательно, нет четкого различия между эффектами генов, с одной стороны, и окружающей средой, с другой.

«Наше исследование – еще один важный« кирпичик из стены »между природой и воспитанием», – сказал Конли. «Представление о природе и воспитании как о двух различных эффектах или силах, действующих на нас, действительно разваливается».

На практике исследователи считают, что результаты этого исследования могут помочь в выработке государственной политики. Программы профилактики, направленные на ограничение курения среди подростков, могут выиграть от идей, освещенных в документе, особенно от влияния сверстников на курение человека.

В этом документе, «Влияние равноправной метагеномной среды на курение поведения » по Рамине Сотудех, Кэтлин Маллен Харрису и Далтон Конл, был опубликовано на сайте 13 августа в Трудах Национальной академии наук .