Сергий Радонежский: пока Русь едина, ее никто не одолеет

сергий


18июля православные верующие отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского. Что означала его личность вистории Руси? Ипочему на данный момент его заветы опять актуальны для Рф ивсего Российского мира?Обэтом рассуждает кандидат исторических наук, доцент исторического факультета столичного института им.Ломоносова Федор Гайда.Совершенно правильно.

Он, как мызнаем, жил вXIVвеке. Этот период для истории Руси очень сложный время татаро-монгольского ига, когда Русь была нетолько раздроблена, она к тому женаходилась под оккупацией, платила тяжелую дань. Новот тогда рождается этот человек, которому суждено было обозначить духовные ориентиры для оживающей страны. Ивообщем говоря, тяжело даже представить себе восстановление рф вXIVвеке без этого человека.Онродился вбоярской семье.

Его папа разорился из-за того, что ему постоянно было необходимо пичкать какие-то поездки вОрду для князей. Иотец был должен переехать всовременное Подмосковье Радонеж, где унего иродился потомок. Мальчик непошел попути отца, онпошел вмонахи. Ионповел себя довольно в особенности для того времени.

Нетак как вмонастырь ушел, не глядя на то, что боярские сыновья почти всегда вмонастырь неуходили. Ноособенно было ещето, как онвыстроил свою духовную жизнь.Сергий сделал реальную монастырскую реформу. Донего монастыри были некими местами, куда люди уходили постарости, где они жили время от времени сосвоими слугами, уих было в том месте свой имущество итак далее. Преподобный Сергий все это стёр с лица земли, сделал так именуемое общежитие.

Онпринудил монахов отрешиться отпринадлежности, жить единой общиной, отрешиться отмилостыни ивсе получать только своими руками. Ивесь этот святой подвиг онпредназначил Святой Троице.

Непосредственно снего начинается строительство Троицких храмов наРуси. 1-ый Троицкий храм, что был заложен был как раз Троицкий храм Сергиевой обители будущей Лавры.

Помере того, как расширялась территория Столичного страны, помере объединения земель около Москвы, наэтих почвах начинали строить храмы вчесть Троицы. Это как раз ровненькая традиция Сергия.Мысль была втом, что Троица нераздельна, это такое бесспорное единство исогласие. То, что проповедовал Сергий онпроповедовал единение иснятие всяких противоречий.

Единение влюбви итрудовой деятельности.Оночень активно примирял князей. Онзаставлял ихдействовать вгосударственных заинтересованностях. Помере того, как его авторитет ширился, Сергий вошел вполитическую деятельность инесчитал зазорным вэтом учавствовать. Потому что задумывался, что мирить необходимо нетолько обычных людей инетолько монахов сплачивать компаньон сдругом.

Асамый известный иочень принципный эпизод истории Рф его благословение Дмитрия Донского наКуликовскую битву.Аего заветы, духовные заветы они отыскали свой более видимое воплощение визвестной иконе Троица Андрея Рублева, которая написана позавету преподобного Сергия. Вот она дает таковой совершенно ощутимый образ того, чему учил Сергий.В том месте изображены, как ясно, три ангела, которые сидят застолом. Вот эти три ангела, содной стороны, образуют необычное такое, ощутимое единство. Асдругой стороны в том месте видно, что два последних ангела своими силуэтами образуют жертвенную чашу, вкоторую помещен средний ангел, приносимый вжертву.

Средний ангел это образ Христа. Ивот эта жертва свободная, разумная, самопожертвование собою это иесть подвиг любви, что укрепляет российскее общее единство.Нет, онсам ничего неписал. Ноостались, естественно, свидетельства современников, остались его жития, где говорится онем иего подвиге.

Осталась Троица Рублева. Иосталось почитание. Его почитали при жизни. Его сходуже почитали святым после его смерти.

Иэто почитание длится доэтого времени.Онявляется возродителем российского монашества. Основателем российского монашества считается Антоний Киево-Печерский. АСергий возродил эту монашескую традицию.

Его подвиг полностью сравним стем, что происходило вгоды крещения Руси, когда создавалась российский христианская традиция. Онеевозродил, вместе с этим уже невКиеве, апод Москвой. Унего были бессчетные ученики, которые позднее основали неограниченное количество монастырей около Москвы идалее насевер прямо доСоловков идоПолярного круга. Это 1-ое.

Позже оннаставлял князей, которые объединяли земли около Москвы. Вэтом смысле ондуховный наставник централизации около Москвы.Это была по правде нестандартная обстановка. В то время как наРусь пришли татаро-иго и монголы, они, как ясно, высвободили церковь отналогов. Ицерковь кним относилась довольно лояльно.

Были надежды нато, что, может быть, ихполучится христианизировать, ноэто невышло сделать. Новлюбом случае, церковь учила так: татаро монголы являются властью, ихнаслал господь занаши грехи. Ицерковь далеко невсегда поощряла борьбу сними.

Нуитем паче тогда, когда это было просто достаточно тупо. Может быть было бунтовать, нопотом они приходили иочень воинственно наводили личный порядок.ВконцеXIVвека обстановка сложилась По другому.

Ну, во-первых, Мамай, против которого выступил Дмитрий Донской, оннебыл законным ханом. Онбыл узурпатором, сделал переворот.

Исним может быть было биться, так сказать, назаконной базе. Это осознаёте как обстановка ссовременным Киевом власть незаконная, поэтому борьба сней оправдана. Так что Мамая можно считать победителем такого татаро-монгольского майдана.

Это очевидно, вольное сравнение, нотем ненаименее.Ибыл очередной интересный момент. Вэто время как раз накануне Куликовской битвы Дмитрий Донской был вконфликте сСтоличным митрополитом Всея Руси. Был таковой митрополит Киприан, что претендовал нато, чтоб соединить две митрополии Киевскую иМосковскую под своей властью.

Иунего вышел конфликт сДмитрием Донским. ИКиприана изМосквы против воли.

Инаэтот момент некий официальной церковной власти вМоскве небыло. Так что обращаться заблагословением Дмитрий имел возможность только ккому-то еще.

Авэто время огромным авторитетом, совершенно непререкаемым, обладал Сергий.Ивот Сергий, что насамом деле поддерживал митрополита Киприана вконфликте сДмитрием Донским, онподнялся над этим конфликтом. Онсообразил, что на данный момент нужно этого князя благословить, так как онидет направое дело. Ионего благословил. Сергий человек, что нечуждался политики, решал какие-то политические конфликты, онсообразил, что вот здесь нужно Дмитрия поддерживать.Онбыл игуменом монастыря.

Предыдущий митрополит Алексей перед гибелью желал непосредственно его сделать своим преемником. НоСергий отказался быть митрополитом. Потом изКонстантинополя иприслали митрополита Киприана.

АДмитрий Донской желал такого собственного митрополита, которого могбы контролировать. Наэтой земле унего сКиприаном показался конфликт. Поэтому Киприана изМосквы попросили, акогда было необходимо брать благословение, оказалось, что неукого.

Вэтой ситуации благословение давал Сергий вобщем, насобственный ужас ириск.Аздесь еще такая принципная вещь. Благословение преподобного Сергия, что был непререкаемым духовным авторитетом, означает для всех других княжеств российских что Дмитрий Донской делает правое дело. Вот исходя из этого это тяжело какая-то в том месте победа какого-то столичного княжества над Ордой. Благодаря благословению, это победа всей Руси.Для нас онважен тем, что проповедовал единство.

До того времени пока Русь едина, ееникто одолеть неможет. Вообще говоря, в случае если мыпоглядим наисторию Руси либо Рф, ееодолевали только тогда, когда в ней были огромные распри. Поймёте, Россию может одолеть только одна Наша страна.

Больше никто. До того времени пока существует единство Российского мира, аэтому нас инаставлял Сергий, до того времени пока оно существует, все внешние враги для нас нежутки. До того времени пока оно существует, мысами себе нестановимся врагами тоже. Иэто его основной завет.Акак достигается единство?

Единство достигается через самопожертвование каждого изнас. Что такое единство вбытовом плане? В то время как мыпреодолевая какое-то упрочнение ипроявляем хотябы вмалой степени любовь компаньон кдругу.

Чем-то жертвуем. Ивот эта мысль как раз ивыражена вТроице Андрея Рублева.


Блог Хаисы